Секрет фирмы,
3 августа 2009 г.
Убойные правила 715 просмотров
Твердые, как чугун, убеждения — далеко не лучшее подспорье для руководителя. Даже если принципы кажутся непоколебимыми, иногда полезно их пересматривать. Для этого достаточно научиться слышать других.
"Знаете, почему Toyota опередила американские концерны? — спрашивает основатель перестраховочной компании "Москва Ре" Григорий Фидельман.— Она была человекообразной малышкой, а General Motors и Ford — обезьяноподобными гигантами".
В превосходство японского менеджмента Фидельман поверил в конце 1990-х, когда посетил Страну восходящего солнца. Бизнесмен увлекся изучением японских технологий и начал внедрять в "Москва Ре" принципы Toyota: пожизненный наем, кружки качества и т. д. Результаты казались волшебством: с 1999-го по 2004 год бизнес вырос в 54 раза. Перед магией Фидельмана не устоял владелец "Объединенных машиностроительных заводов" (ОМЗ) Каха Бендукидзе, купивший в том же 2004 году контрольный пакет в "Москва Ре" за $20 млн. Однако через два года Григорий покинул компанию.
Сейчас он глава консалтинговой фирмы "Институт альтернативного менеджмента" (ИНСАМ), у которой даже нет офиса. Сделать более успешную карьеру Фидельману мешает излишняя вера в японские технологии, а точнее, его нежелание отказаться от жестких принципов и вступить в диалог с "обезьянами".
Полное "измочаливание" Прелюдия к истории Фидельмана-бизнесмена — его научная карьера. Решив стать ученым мирового уровня, Григорий уехал из родного Челябинска, поступил на физфак Новосибирского университета и взялся за тему в области физики плазмы.
Однако мечта погибла: тему отдали другому аспиранту, а его самого определили на кафедру физики твердого тела. Фидельман воспринял событие как катастрофу — шансы совершить прорыв в этой области он считал нулевыми. "Это было полное "измочаливание",— считает экс-ученый.— Меня опустили ниже плинтуса".
Диссертацию по новой теме Григорий все же защитил, да и с фактом, что ему не стать новым Эйнштейном, не смирился. В конце 1980-х он подался в бизнес с твердым намерением не дать никому себе помешать. Но ситуация повторилась.
Чемпион по хлопанью дверьми В бизнесе Григория Фидельмана ждали череда неисполненных грандиозных планов, ссоры с партнерами и громкие уходы. Свой первый актив — страховую группу "Аско" — он потерял в результате недружественного поглощения.
Вдохновившись японским опытом, предприниматель вознамерился взять у судьбы реванш. В 2000-м Фидельман решил увеличить оборот основанной им компании "Москва Ре" (ее основным акционером был банк "Возрождение") в 1000 раз к 2010 году и создать в России перестраховщика мирового масштаба. Но в 2003 году компания начала отставать от темпов роста, и Фидельман стал искать более крупного и агрессивного инвестора, который разделял бы его веру в японский подход к менеджменту. В итоге бизнес купил Каха Бендукидзе. "Показалось, что он близок мне по духу",— говорит Григорий.
Вскоре мечта разрушилась. Бендукидзе уехал в Грузию, назначив своим представителем в "Москва Ре" топ-менеджера ОМЗ Сергея Николаева. По словам Фидельмана, его куратор был противником пожизненного найма и прочих японских технологий. "Его стиль управления состоял в том, чтобы вызвать тебя на ковер и хорошенько "отбабахать"",— вспоминает экс-глава "Москва Ре".
Уступить куратору или хотя бы частично пересмотреть свой подход к бизнесу Григорий не захотел. Он даже решился на отчаянный шаг — попытался найти инвестора, который бы выкупил долю Бендукидзе. Когда это не удалось, Фидельман ушел из компании.
Себя Фидельман винит только в одном — неправильном выборе акционера. "Наверное, стоило обратиться к Мордашову",— говорит экс-руководитель "Москва Ре".
В день увольнения Григорию с предложением работы позвонил владелец группы "РЕСО-гарантия" Сергей Саркисов. В нем Григорий тоже увидел близкого по духу предпринимателя — некогда Саркисов был его компаньоном в японской поездке. Вскоре Фидельман заявил, что создает перестраховщика мирового уровня — компанию Unity Re. Но с реализацией плана вновь возникли проблемы. Григорий хотел, чтобы Саркисов распределил свой контрольный пакет в Unity Re среди других страховщиков (иначе те могли отказаться работать с компанией). Саркисов готов к этому не был.
Фидельман вновь посчитал, что его "опускают ниже плинтуса": вместо огромной компании ему придется возглавлять кэптивный бизнес группы РЕСО. И тогда он решил завязать с перестрахованием.
В погоне за китом Возможно, причина конфликтов экс-главы "Москва Ре" с партнерами — негибкость. Фидельман полагал, что все вокруг, включая "сознательных" олигархов, должны поддерживать его планы. Однако раз за разом его отказывались слушать. Сам он видит проблему иначе: в России нет капиталистов, понимающих японский менеджмент.
Занявшись консалтингом, он опять поставил перед собой сверхцель — совершить "переворот в сознании российских собственников". Пока у Григория было 11 клиентов, но всерьез повлиять удалось лишь на владельца казахской страховой компании "Лондон—Алматы" Ергали Бегимбетова. Тот не на шутку увлекся японским менеджментом и достиг неплохих результатов: В 2008 году компания на фоне падения рынка увеличила портфель на 24%. "Этот парень как я — рискнул и добился успеха",— считает Григорий.
Своим бескомпромиссным стремлением к одной цели Фидельман напоминает героя романа Германа Мелвилла "Моби Дик". Капитан Ахав гоняется за гигантским кашалотом, в котором филологи видят символ неукротимой и непостижимой Вселенной. Когда Ахав наконец настигает Моби Дика, кашалот убивает капитана и топит его корабль. Не лучший сценарий, чтобы ему следовать.
Дмитрий ЛИСИЦИН
Вся пресса за 3 августа 2009 г.
Смотрите другие материалы по этой тематике: Лица
Установите трансляцию заголовков прессы на своем сайте
|
|
 |
Архив прессы
|
|
|
 |
Текущая пресса
 |
| |
11 июля 2025 г.

|
|
Кубанские новости, Краснодар, 11 июля 2025 г.
Суд обязал «Уральские авиалинии» выплатить компенсации после посадки самолета в поле

|
|
ABIREG.RU, Воронеж, 11 июля 2025 г.
Страховой дом ВСК «прокинул» с выплатами очередного автомобилиста

|
|
Portnews, 11 июля 2025 г.
Верховный суд отстоял арбитров

|
|
ЮГА.ру, Краснодар, 11 июля 2025 г.
Что жители юга России знают об ОСАГО — результаты опроса

|
|
Европейско-Азиатские новости, Екатеринбург, 11 июля 2025 г.
Что жители УрФО знают об ОСАГО

|
|
Тульская служба новостей, 11 июля 2025 г.
Что жители Центрального Федерального округа знают об ОСАГО: результаты опроса Авито Авто

|
|
Коммерсантъ, 11 июля 2025 г.
Опять не выпускают самолет

|
|
БанкИнформСервис, Екатеринбург, 11 июля 2025 г.
Сбер: жители Екатеринбурга готовы в среднем потратить на покупку автомобиля 1,1 млн рублей

|
|
РИА Новости, 11 июля 2025 г.
ЭКСАР могут до 2026 г запретить сделки со страховщиками из недружественных стран – проект

|
|
Север-Пресс, Салехард, 11 июля 2025 г.
Задержки рейсов из-за дронов: могут ли пассажиры требовать компенсацию

|
|
Вечерний Петербург, 11 июля 2025 г.
Задержан житель Ленобласти, инсценировавший кражу премиального кроссовера для страховых выплат

|
|
Report.Az, Баку, 11 июля 2025 г.
ЦБА выдал обязательные предписания двум страховым компаниям

|
|
Недвижимость и строительство Петербурга, 11 июля 2025 г.
Страхование строительно-монтажных рисков: замедление объемов и рост требований

|
|
Вести Крым, 11 июля 2025 г.
За полгода высокотехнологичную медицинскую помощь получили более 7,5 тысяч крымчан

|
|
Казахстанский портал о страховании, 11 июля 2025 г.
Продолжительные волны тепла становятся всё опаснее: учёные предупреждают о росте частоты

|
|
Эксперт Online, 11 июля 2025 г.
Страховщики оценили рост объема задержек рейсов в российских аэропортах в 2025 году

|
|
Казахстанский портал о страховании, 11 июля 2025 г.
Почти 1000 страховщиков обанкротились с 2000 года: глобальный отчёт о неплатежеспособности страховых компаний

|
 Остальные материалы за 11 июля 2025 г. |
 Самое главное
 Найти
: по изданию
, по теме
, за период
 Получать: на e-mail, на свой сайт
|
|
|
|
|
|